Художественное образование в США: Stamps School of Art & Design
Интересные MFA программы для художников существуют не только в Нью-Йорке. В небольшом академическом городке Энн-Арбор я встретилась с Ириной Аристарховой - искусствоведом и профессором Школы Искусства и Дизайна Стэмпс в Мичиганском университете. В этом интервью вы узнаете о замечательных возможностях, которые предлагает университет. Интервью было опубликовано в живом журнале музея современного искусства Эрарта.
Ирина, расскажите о вашей программе Master of Fine Arts (MFA) in Art & Design? Я преподаю в Мичиганском университете третий год. Здесь самоуправление и преподаватели сами определяю программу. Недавно мы решили ее изменить. Это была MFA программа in Art and Design , а сейчас её разделили на MFA in Art и MFA in Design. Отличительная черта MFA in Art программы в том, что здесь нет узкой специализации и отсутствует деление на отдельные виды искусства: живопись, скульптуру, новые медиа. Наша программа мультидисциплинарная, и аспиранты могут специализироваться в самых разных областях, в зависимости от того научного совета, который аспирант сам себе создаёт в начале учебы. Поэтому до того, как подавать документы, желательно узнать побольше о профессорском составе, и даже написать возможному научному руководителю, с кем вам было бы интересно работать, или директору программы профессору Дэвиду Чангу. Взаимодействие с преподавателями и другими студентами в процессе учёбы - это очень важно для обмена информацией и опытом. Помимо этой междисципринарности, отличительной чертой является академическая подготовка в таком исследовательском университете, как Мичиганский, и отсутствие ориентации на коммерческий мир искусства типа ярмарок. Мы больше ориентируемся на некоммерческие выставки и вневыставочное, исследовательское современное искусство. Очень важно задавать вопрос себе: для чего я хочу поступить именно сюда и иметь хотя бы ориентировочный план. Со всеми теми возможностями, которые наша программа дает в процессе обучения, тем, кто не определился, чем именно он хочет заниматься, сложнее, потому что на нашей программе они попадают в ситуацию, где они могут заниматься огромным количеством разных вещей. Также мы часто предлагаем финансирование, отсутствующее в частных школах искусства и дизайна.
Аспиранты сами выбирают своих руководителей? Да, наши студенты могут выбирать себе членов научного совета, и в составе важно иметь преподавателей других факультетов. Например, у меня есть аспирант, я его старший руководитель, который интересуется темой окружающей среды как художник. В его учебном совете один преподаватель из нашей школы - по иллюстрации, а другой преподаватель из природоведческого колледжа. Этот аспирант начинал как скульптор и керамист, имеет кураторское образование, а сейчас он работает в видео, инсталляции, перформансе и социальной практике. Он закончил Alfred University, их программа по керамике считается одной из лучших в мире, но для своей аспирантуры он решил поэкспериментировать в чём-то другом. И он продолжает использовать различные керамические произведения в своей работе.
Кто ваши преподаватели? Это очень разные художники, кураторы и искусствоведы, которые реализуют себя в самых разных видах искусства и профессиональных сферах. Например, у нас есть фотограф Дэвид Тернли который работал с CNN и иными ведущими печатными и телевизионными агентствами, с Нельсоном Манделлой и его семьей, лауреат Пулитцеровской премии. Он занимается документальной фотографией и фильмом. Есть группа преподавателей, которые занимаются новыми медиа и технологиями, тактическими медиа, делают что-то вроде того, что делает группа Медиаудар в Москве. Другие преподаватели занимаются социальной проблематикой и вовлечены в большой проект по тюрьмам. Есть учителя, которые больше вовлечены в галерейный мир: живописцы, скульпторы, керамисты. У нас так же очень сильное направление книжной иллюстрации и комикса.
Какие возможности и преимущества получают ваши студенты? Наши студенты имеют огромное количество возможностей. Во-первых, как я уже отметила, в отличие от частных школ, если мы заинтересованы в студенте, мы не смотрим на возможность студента платить. Практически всём студентам, в той или иной мере, учёба оплачивается. Во-вторых, после первого года обучения, летом, мы даём нашим студентам возможность поехать в любую страну мира для работы над утвержденным проектом. Эта поездка тоже финансируется университетом, и является большой частью аспирантуры. Наши студенты должны думать и работать глобально. Каждый студент на время учёбы получает отдельное пространство для работы, свою мастерскую. Есть мастерские для работы с деревом, металлом, и тд., всего восемь. В Мичиганском университете есть лабораторный центр, он общий для всех факультетов и им могут пользоваться студенты разных школ: архитекторы, дизайнеры, художники, инженеры. Там находятся всевозможные лаборатории, оснащённые по последнему слову техники, профессиональные видеостудии, театр, есть 3D принтеры профессионального уровня. Всё это бесплатно для студентов. Как я уже отметила, курсы других факультетов Мичиганского университета составляют важную часть учебы. Идея такова, что в современном глобальном обществе профессионалу могут понадобиться знания из самых разных областей. Сочетание навыков академических, технических и творческих профессий очень обогащает художников. Например, меня привлекает тема пространства, и иногда я хожу на лекции и конференции по астрофизике, потому что мне интересно как физики понимают пространство. Или мои аспиранты учатся антропологии, феминистской теории или архитектуре.
Кто ваш "идеальный студент" ? "Идеальный студент" - самостоятельный, любознательный, хочет экспериментировать, хочет слушать других и имеет что дать другим, то есть хорошо подготовленный в какой-нибудь области. Многие уже лауреаты конкурсов, авторы статей, выставлялись на международных площадках. Это художник, который действительно желает сильно продвинуть себя за эти два года обучения.
На что в первую очередь обращается внимание при поступлении? Мы отбираем ежегодно несколько студентов, в районе восьми человек, и мы смотрим как на проделанную работу, так и на потенциал и заявленную тему обучения. Программа ориентирована на экспериментирование. Для нас важна междисциплинарная направленность студента, и его портфолио должно это демонстрировать. Мы ищем художников, которые могут себя выразить и хорошо начитаны, так как они будут частью обучения наших первокурсников. Взаимное обогащение знаниями и умениями, открытость современной глобальной культуре тоже важны, так как у нас много студентов со всего мира. Поэтому, чем шире ваше портфолио, чем лучше оно демонстрирует междисциплинарность, тем лучше. Мы - не аспирантура по английскому языку, но уровень языка тоже важен, и это демонстрируется оценкой с языкового экзамена для всех иностранных студентов. Ведь необходимо учиться не только искусству, и важно, чтобы студент мог понимать сложные курсы по другим выбранным им дисциплинам, и, конечно, выражать себя в письменном виде. Конкурс на нашу программу довольно высокий, в среднем из 160-200 заявок мы выбираем 8 человек. Отбор проходит в несколько этапов. С полуфиналистами проводится собеседование по скайпу, и уже финалистов мы приглашаем посетить кампус и познакомиться с университетом.
Помогает университет своим студентам заводить профессиональные и творческие связи? Да, конечно, профессиональные и творческие связи с кураторами, критиками, художниками и искусствоведами, из области, как я уже говорила, в основном некоммерческого искусства, но также и с рыночно успешными выпускниками нашей программы. Также контакты и сотрудничество с арт-сообществом происходит через лекционный курс и университетские выставки в наших галереях, куда приглашаются разные известные художники и кураторы. Студенты также могут написать заявку - кого и почему они хотели бы пригласить и послушать. И университет может профинансировать такую лекцию или конференцию. Это происходит постоянно.
Какие карьерные возможности ожидают ваших выпускников? В предвыпускном полугодии в аспирантуре проходит семинар, где речь идет о карьере и о профессионализации, и мы приглашаем разных людей и бывших выпускников, чтобы они рассказали о своём опыте. Многие наши выпускники прошлых лет делают свою карьеру и в дизайне, до деления нашей аспирантуры. Так, недавно я встретила нашу выпускницу в Нью-Йорке, она открыла свой рекламный бизнес и прекрасно поживает. Кто-то занимается некоммерческими галереями, многие наши студенты вливаются в так называемое движение the maker movement. Идея этого движения в том, что многие современные технологии требуют дорогого оборудования и программного обеспечения, или какого-то специального материала, и художники участвуют в кооперативе, покупая и осваивая эти технологии и оборудование для своего творчества гораздо дешевле, чем индивидуально или в коммерческих местах. Сейчас это востребовано в арт-сообществе, и это движение набирает силу.
Расскажите про Энн Арбор.
Энн Арбор - небольшой авангардный академический городок - всего 130 -150 тысяч человек. Но в городе богатая культурная жизнь: проходят музыкальный фестиваль, кинофестиваль и другие интересные события. В своё время здесь Мичиганский университет приютил Бродского и других диссидентов. Здесь было печатное издание Ардис, которое издавало запрещённых авторов из Советского Союза. Все время проходят лекции, выставки и выступления культурных деятелей со всего мира. Энн Арбор находится менее чем в часе езды от Детройта, где сейчас просто "бум" альтернативной культуры. Художники и кураторы со всего мира едут туда, организовывают альтернативные галереи и выставочные пространства, так как целые здания можно купить за несколько тысяч долларов. В Детройте есть инновационный музей современного искусства, помимо большого традиционного музея с фресками Диего Риверы, заказанными сыном Генри Форда Эдселем. В четырех часах езды - Чикаго, и многие наши выпускники живут и работают там. По рейтингам, Энн Арбор является одним из самых “образованных” городов США.